Правовые аспекты

В отношении приобретения недвижимость в Болгарии иностранцами, в том числе и гражданами России, законодательство в большей мере облегчило порядок ее приобретения. В данный момент возможно приобретение права собственности иностранцами на дома, дачи или апартаменты. При купле-продаже земли иностранцами в Болгарии, закон имеет некоторые ограничения земли. Во-первых, вам понадобится зарегистрировать фирму, общество с ограниченной ответственностью, на имя которой следует приобрести землю. Процедура по внесению фирмы в реестр слишком упрощена и не оказывает влияния на саму сделку. В Болгарии можно приобрести недвижимость преимущественно двумя способами:
• Приобрести право собствености на недвижимость;
• Приобрести право стройки.

 

Квартиры

Законодательство разрешает приобретение квартир на иностранное физическое лицо, иностранное юридическое лицо и на местных лиц. Одновременно с квартирой оформляется «идеальная часть» участка земли, находящаяся под домом и «падающая» на квартиру. Обычно она составляет от 0,3 до 5 кв. м. и являет собой условное понятие. Не запрещается регистрация фирмы по адресу квартиры и использование ее в качестве офиса. Это относится и к квартирам, оформленным на иностранных физических лиц. Иностранцы – владельцы квартир имеют те же права, что и болгары, включая право предоставления под наем.

 

Дома, отели, рестораны и иные здания

Приобретать здания могут те же лица, которые имеют право покупки и квартир. Землю под зданием и прилегающий участок иностранцам продавать запрещено. В качестве выхода из положения можно заключить договор аренды участка земли на длительный срок за символическую плату. На практике при продаже здания в его стоимость всегда включается и стоимость участка земли. Она составляет незначительную часть (до 1 – 10%), поэтому высокая арендная плата неуместна. Этот вариант подходит при покупке дома для периодических краткосрочных приездов, например, для летнего отдыха. Если же покупатель планирует проживать в Болгарии постоянно, то при покупке здания на частное лицо, участок земли лучше оформить на фирму. Будут составлены 2 нотариальных акта: на здание и на участок земли. В стандартном случае при покупке и здания и земли на одно и то же лицо оформляется один нотариальный акт.
Покупка и здания и участка на фирму не вызывает никаких юридических затруднений.

Земля и леса

Запрещена продажа земли и лесов иностранцам. Это относится и к участкам под строительство и к сельскохозяйственной земле. Разрешено брать в аренду участки земли без ограничения ее размера. Минимальный срок аренды 4 года, максимальный - не установлен. Иностранная фирма с болгарским участием, т.е. где хотя бы 1% капитала принадлежит гражданам или юридическим лицам Болгарии, имеет право покупки земли и лесов. Такое же право имеет и фирма, зарегистрированная в Болгарии, но учредителями которой являются иностранные физические или юридические лица. По всем законодательным нормам они не отличаются от фирм, учрежденных гражданами Болгарии.

Оформление купли-продажи

Существуют различные схемы оплаты при покупке недвижимости. Схема оплаты устанавливается застройщиком в каждом конкретном случае и зависит в основном от степени готовности объекта. Но в основном схема выглядит следующим образом:

• Резервирование – по договоренности сторон от 1000 евро до 5000 евро.
• Подписание предварительного договора - в нем определены сроки и размеры платежей.
• Оформление нотариального акта.

Нотариальный акт о передаче собственности и удостоверение права собственности на недвижимое имущество совершается у нотариуса, в районе действия которого расположен объект. После подписания документа продавцом и покупателем и заверки их подписей нотариус представляет нотариальный акт в районный суд. Судья по вписываниям вносит изменение обстоятельств по объекту в государственный регистр недвижимого имущества. Отметка о вписывании делается и в самом нотариальном акте.
Перед сделкой нотариусу предоставляется удостоверение (выписка) из того же регистра об отсутствии “тяжестей” объекта, т.е. о его “чистоте”. В удостоверении отражается наличие или отсутствие ипотеки объекта, права на пользование объектом третьими лицами, запрет на продажу, открытые судебные дела и т.п. Оно же подтверждает принадлежность объекта конкретному лицу – продавцу.
Также важным документом является государственная оценка стоимости объекта, выдаваемая территориальной налоговой службой. Продажная цена объекта, указываемая в нотариальном акте, не может быть ниже этой стоимости. Исходя из продажной цены, определяются размер госпошлины на сделку и нотариальные таксы. В общей сложности они составляют около 4-х процентов (4%).
Для оформления недвижимости покупатель – иностранное физическое лицо – должно представить загранпаспорт, при покупке на юридическое лицо – учредительные документы на фирму.

Налоги и оплата коммунальных услуг

Владелец недвижимости обязан ежегодно оплачивать налог на недвижимое имущество и таксу на бытовые отходы. Размер налога не зависит от статуса владельца и одинаковый и для физических и для юридических лиц.
Ежемесячно по показаниям счетчиков оплачиваются израсходованная вода, электроэнергия и тепловая энергия (в домах, где проведено центральное отопление). Телефонные разговоры оплачиваются повременно, включая и внутригородские. Квартплаты не существует.
• Налог на недвижимое имущество. Облагается вся недвижимость за исключением лесов и обрабатываемой сельскохозяйственной земли. Владельцы имущества в двухмесячный срок со дня приобретения — покупки или завершения строительства — обязаны продекларировать его перед налоговой службой. В декларации дается подробное описание недвижимости: год строительства, строительные материалы, конструктивные особенности, площадь, этажность, цена приобретения и т.п.
Налогооблагаемой базой для фирм является балансовая стоимость недвижимости, для частных лиц — цена недвижимости, определяемая территориальной налоговой службой. Ставка налога одинаковая для физических и юридических лиц и составляет 0,15%. Например, на имущество с налоговой оценкой 30 000 лев налог составляет: 30 000:100x0,15=45 лев или 23 €. Налог на основное жилье частных лиц, снижается на 50%. Основным признается жилье, где владелец и члены его семьи проживают большую часть года. Вносится четырьмя равными частями до 31 марта, 30 июня, 30 сентября и 30 ноября. Фирмы или физические лица, оплачивающие налог однократно до 31 марта, получают скидку 5% от суммы налога.
• Такса за бытовые отходы. Такса устанавливается местными властями. На жилые здания – пропорционально балансовой стоимости или в зависимости от количества отходов. На нежилые здания — в зависимости от вида и количества контейнеров для сбора отходов. В случае, когда на каждое отдельное здание невозможно определить вид и количество контейнеров, такса устанавливается пропорционально балансовой стоимости здания. Вносится одновременно с налогом на недвижимое имущество.
Такса одинаковая для физических и юридических лиц. Частное жилье облагается исходя из ее стоимости, установленной для налога на недвижимое имущество. Ежегодно до конца января каждому владельцу недвижимости налоговая служба отправляет уведомление о сумме налога на недвижимое имущество и о таксе за бытовые отходы. Содержащиеся в нем расчеты позволяют налогоплательщику проверить достоверность данных и правильность суммы.
• Оплата за сервисное обслуживание. В новых жилых комплексах существует такса за сервисное обслуживание, которая включает в себя охрану, уборку территории, работы по озеленению, поддержу бассейна и т.п. Плата взимается с квадратного метра апартамента в год и обычно составляет от 5 до 13 €.

 

Наш совет всем желающим приобрести недвижимость в Болгарии – обратиться за помощью к профессиональному агентству, предоставляющему весь набор консультантских и юридических услуг в сфере недвижимостей с учетом требований и индивидуальных потребностей клиентов.

 

За дополнительной информацией Вы можете обращаться в нашу компанию!

Спросить